Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних.

Родители! Будьте на чеку!

Методические рекомендации по профилактике  зацепинга среди несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг – это молодежное увлечение со своими традициями, негласнымиправилами этики, языком общения.

Зацеперы,  руферы –это    люди,  которые как  правило не  получают  должного  признания  в  семье, учебе,  в  коллективе  сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Бекрайдинг –зацепинг  с  задней  стороны  хвостового  вагона.  Самая распространѐнная  разновидность.  Перед  самым  стартом  зацепер залезает  либо  запрыгивает  сзади  на  сцепку,  фару,  буфер  или  на  подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

Битвинвагонрайдинг –езда  между  вагонами  поезда,  развитие  бэксайд зацепинга.  Также  на  сленге  трейнсѐрферов  межвагонье  именуется  как  «МВ», «битвин», «промежка».

Бортвагонрайдинг –проезд снаружи электрички (с боку).

Руфрайдинг –проезд на крыше поезда.

Фронтрайдинг –проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Многочисленные  группы трейнсѐрферов  общаются  в  Интернете,  создают сообщества  (ВКонтакте  несколько  десятков  групп  зацеперов  по  различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»). Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем  простые  люди  (пройти  путь  героя),  найти  новые ощущения  в  одном из  экстремальных  видов  спорта  (называя  его  «экстримом  для  бедных»).По их мнению зацепинг обеспечивает:

-получение удовольствия от скорости и процесса езды;

-расширенный обзор окружающей местности; возможность  проехать  с  относительным  комфортом  при  переполненности вагона;

-возможность сэкономить на оплате проезда;

-возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с  небольшой скоростью,  что  позволяет успеть  на  отправляющийся  поездили покинуть его до полной остановки;

-возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров;

-повышение   общей   мобильности   при   перемещении   по   поезду(то  есть  возможность  попасть  в  вагон) .

Статистика.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток – это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м – 9).

Почему дети подвержены зацепигу?

У подростка, в силу психологических особенностей становления личности складывается ряд противоречий:

-между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления;

-подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком («Я сам взрослый , а поэтому взрослым не доверяю и они мне не указ»);

-подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам.

В силу наличия данных противоречий подросток подвержен экстремальным формам поведения (поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие).

Среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности. При всей тяге к независимости такие подростки отличаются повышенной внушемостью и зависят от мнения группы. Боязнь остаться в одиночестве, желание быть «как все» заставляет подростка неукоснительно следовать правилам, установившимся в экстремальной группе, и требованиям ее вожаков. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве, тем важнее для него чувство групповой принадлежности, в которой он черпает для себя ощущение собственной силы.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

-занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;

-слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

-неэффективность досуговой системы.

Как не допустить беды?

— сохранять доверительный контакт с ребенком;

— вести мониторинг социальных сетей в Интернете с целью своевременного получения информации;

— проводить беседы, направленные на укрепление здоровой жизненной позиции;

— обращаться за помощью к психологу.

 

 

 

 

 

 

Интернет ресурсы:

https://vk.com/cpzoficery   Центр профилактики зацепинга

http://mmsut.sledcom.ru/folder/875319 Московское  межрегиональное  Следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации

http://oficery.ru/social/19159 Общероссийская общественная организация «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»

http://unitechmo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Zatseping.pdf (Презентации ОАО  «РЖД»  Московская железная  дорога  Московский  центр  научно-технической информации и библиотек)

http://unitechmo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka_zheldor.pdf (Памятка о правилах нахождения учащихся на железнодорожных путях)

http://unitechmo.ru/upload/files/news/zheldorbez/Pamyatka_zheldor_school.pdf (Памятка о правилах личной безопасности