Внимание: гиперактивность!

 Более ста лет назад впервые в литературе был описан синдром дефицита внимания с гиперактивностью. И на сегодняшний день одной из самых распространенных  форм хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

     В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, чрезмерной активностью и импульсивностью. СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.   По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Таким образом, СДВГ представляет собой серьёзную социальную проблему. Несмотря на большое количество публикаций по этой теме, проблема оказания помощи гиперактивным детям остаётся нерешённой. До сих пор много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений этой патологии. Но педагоги и психологи, те, кто на практике сталкивается с проявлениями гиперактивности у детей, накопили достаточно богатый и разнообразный опыт в работе с такими детьми. Одним из эффективных способов коррекции  негативных проявлений гиперактивности является использование детской литературы, хорошей детской книги, в умных, умелых руках обладающей колоссальным терапевтическим эффектом.

Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причём воспитать такого человека можно только с самых малых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению, которое находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далёкое прошлое – об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Чтение в России считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям.

Библиотерапия является одним из самых доступных видов психокоррекции гиперактивных детей. Цель её – расширение поведенческого репертуара, осознание ребёнком своих проблем, чувств и мыслей. Специально отобранные произведения способствуют успокоению ребёнка, повышению уверенности в себе (герои книг зачастую решают схожие проблемы).

Повторение деталей при чтении, многократное чтение произведения или его отрывка, анализ отдельных событий помогают ребёнку осознать свои личностные особенности, научиться анализировать жизненные ситуации, контролировать собственное поведение. Фиксация внимания ребёнка на чувствах и переживаниях героев книг помогает развить эмпатию (что очень важно, если ребёнок агрессивен по отношению к окружающим), проявить личные эмоции без опасения вызвать критику в свой адрес, научиться справляться со своими сильными эмоциями.

Незаменимыми помощниками в библиотерапии, в развитии эмоциональной сферы у гиперактивных детей могут стать лучшие произведения детской классики: рассказы и сказки К.Д.Ушинского,  Л.Н.Толстого, стихи А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, В.Берестова, Р.Сефа, И.Токмаковой, Б.Заходера и др.

Принято считать, что в воспитании нет и не может быть рецептов. Но без подсказки, помощи, совета кого-то опытного, владеющего специальными, научно обоснованными знаниями о детях, о проверенных практикой средствах воспитания, обойтись нельзя. Особенно в такие сложные периоды реформ, перестроек, какой мы переживаем сегодня. Наша отечественная классическая педагогика (труды В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского) располагает богатейшим материалом об опыте воспитания и обучения детей посредством слова, чтения.

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СНВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

С гиперактивностью ребенка не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании. 

Гиперактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, потому что им важно делать любое мышечное движение. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить. 

Замечено, что гиперактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдут выход своему двигательному возбуждению и тревоге, и, значит, быть к этому готовыми.