Роль учителя в развитии речи младших школьников средствами художественной литературы

В развитии речи младших школьников очень важно уметь грамотно использовать тексты художественной литературы, не ограничиваясь теми, что включены в программу. Чтение произведений литературной детской классики открывает возможности для развития эстетического вкуса ребёнка, приобщает его к словесному искусству, формирует правильную речь. Именно через чтение книг (первоначально – слушание чтения взрослого) дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. При ознакомлении младших школьников с художественной литературой на уроке проводится целостный анализ произведений, а также выполняются творческие задания. Это  благоприятно влияет на развитие поэтического слуха, чувства языка, стимулирует словесное творчество детей. Главный результат – сформированное умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.

В нашем учебно-воспитательном комплексе учителя начальных классов могут и должны  сотрудничать с воспитателями группы продлённого дня. Воспитатели, конечно, читают с детьми, но чаще всего ограничиваются воспитательными и познавательными  возможностями детской книги. Совместно с учителем они могут составить список произведений, необходимых для чтения детям именно этого класса, разработать вопросы и задания, которые усилят эмоциональное и воспитательное  воздействие выбранного текста.

Главным условием осуществления эффективного руководства развитием речи младших школьников средствами литературы является, прежде всего, коммуникативная воспитанность, начитанность и образованность самого взрослого. Овладение культурой общения, культурой речи, неустанное её совершенствование являются профессиональной  обязанностью педагога. Прежде чем приступить к развитию речи обучающихся, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи.

Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в руководстве детским чтением, в покупке книг для детей, формировании домашних библиотек. Одним родительским собранием с лекцией об организации домашнего чтения здесь не ограничиться. Учитель просто обязан участвовать в образовании родителей, а значит и искать формы работы с конкретными родителями. Это могут быть «Круглые столы», театрализованные постановки произведений детской классики, мини-конференции, викторины по прочитанным книгам, произведениям одного автора и т.д.

Учитель начальной школы должен быть не только грамотным, но и самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения. Он не только реализует задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Он должен стать консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания, социологом, быстро и точно реагирующим на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психологом, наблюдающим за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

На современном рынке издательской продукции часто приоритет отдаётся зрелищности, красочному оформлению, а не содержательной стороне детских книг. Многие тексты зарубежных авторов даны в переводе не самого лучшего качества. Перед взрослыми стоят сложные задачи: 1) отобрать из моря детской литературы такие тексты, которые актуальны именно для этих детей, в данное время; 2) каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить юных слушателей эмоциональным отношением к персонажам, их чувствам, поступкам, лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. Для этого самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, необходимо понять и почувствовать его, расставить смысловые акценты, проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, учитель должен владеть техникой чтения и рассказывания: чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности. Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Развитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, а именно тогда, когда ребёнок становится способным слушать. Этот канал восприятия доминирует у дошкольника, но и первоклассники любят и ждут, чтобы взрослый просто взял книгу и в доверительной спокойной обстановке почитал что-нибудь интересное.