Роль семейного чтения в воспитании Человека

Нельзя растить ребёнка, не учитывая его природу: дети приходят в мир с жаждой любви и веселья. Чувство юмора возникает на первом году жизни, и с тех пор детский смех должен звучать в каждом доме. Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку весёлых книг: С.Маршак, С.Михалков, В.Маяковский, К.Чуковский, из более поздних поэтов – В.Берестов, Э.Мошковская, Э.Успенский, Р.Сеф; из прозаиков – Н.Носов, В. Драгунский, В. Голявкин.

Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность, тонкость восприятия. Важно и другое: если воспитать у ребёнка чувство юмора, ему легче будет жить на белом свете и тогда, когда он станет взрослым. Люди, лишённые чувства юмора, каждую мелочь воспринимают всерьёз, поэтому часто сердятся и страдают по пустякам, отравляя жизнь себе и другим.

С первых лет жизни надо учить ребёнка чувствовать себя среди людей и соотносить свои желания и поведение с пользой для них. Детские книги помогают накапливать в детской душе добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько прекрасных произведений о любви детей к родной семье, к родителям, к бабушке и дедушке, к братьям и сёстрам (Я.Аким, А.Барто, В.Берестов, Е.Благинина, С.Маршак, Р.Погодин), много книг о том, как дети заботятся о деревьях, цветах, зверюшках, птицах. Это и чудесные стихи Е.Благининой, Л.Квитко, Э.Мошковской, Е.Серовой, И.Токмаковой. Это и дивные рассказы и сказки, где научная достоверность сочетается с поэзией и озарена радостью познания: здесь много света, веселья, юмора (В.Бианки, Н.Павлова, С.Сахарнов, Г.Снегирёв и др.)

Многие родители озабочены только тем, как бороться с пороками детей и предостеречь их от дурных поступков. Но истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно. Давно известно: мало любить детей, надо, чтобы и они любили. Замечательный детский писатель Л.Пантелеев с негодованием говорил об избалованных детях и тупой ограниченности их родителей: «Если ты растишь эгоиста, себялюбца, грош цена всем твоим заботам и всем  твоим жертвам!.. Отдай с радостью лучший кусок сыну или дочери, но постарайся сделать так, чтобы и для него (для неё) стало радостью этот лучший кусок протянуть тебе!..»

Забота о любимом человеке развивает ум, заставляет думать, потому что надо вспомнить и сопоставить определённые факты, сделать выводы. Человеческое сердце устроено так, что мы любим больше тех, для кого стараемся сами, о ком заботимся. Но так уж повелось, что часто «спасибо» говорят всем, кроме отца и матери, почитая их труды само собой разумеющимися. В некоторых семьях утрачен даже обычай благодарить за еду, и ребёнок, выйдя из-за стола, не говорит маме спасибо. С неблагодарности родителям начинаются люди, которые не ценят хорошее к себе отношение, считая, что все им обязаны, а они – никому и ничего. Неоценимую помощь родителям в семейном воспитании подлинных человеческих чувств оказывают стихи об игрушках, написанные А.Барто, С.Маршаком. Некоторые дети при этом плачут, потому что очень жаль мишку, которого уронили на пол и оторвали лапу. И зайку, брошенного хозяйкой, тоже жалко до слёз. Дети учатся сочувствовать, сострадать. Впечатлительный ребёнок после этих стихов никогда не бросит на скамейке игрушку, не обидит её. Большое впечатление на малышей производят ожившие игрушки, как, например, в стихах Юнны Мориц или Саши Чёрного.

Во взрослых стихах взрослых поэтов отношение к игрушке особенное, пронзительно грустное и нежное. Это память о детстве, которое невозможно вернуть, память о себе маленьком. Память об игрушках, которые издали, с высоты «взрослого» роста кажутся особенно беспомощными и одинокими. Одним из элементов воспитания сострадания, любви к игрушке являются родительские беседы, где взрослые внушают своим детям глубокое убеждение в том, что только они сумеют защитить свои игрушки и уберечь их от невзгод. Пока ребёнок с ними – большой, сильный, любящий – игрушка счастлива и чувствует себя в безопасности.

В детской психологии уже давно существует такое направление, как куклотерапия. Сейчас некоторые детские библиотеки взяли на вооружение этот эффективный метод. С помощью куклотерапии можно узнать о душевном состоянии маленьких читателей,  о том, что их тревожит, и даже помочь избавиться от страхов. Кукольные спектакли помогают застенчивому и неуверенному в себе малышу обрести эту самую уверенность. Ребёнок с нарушениями речи улучшит свои речевые способности, ведь играя и проговаривая стихи, поговорки и песенки, малыш вдруг чудесным образом перевоплощается в сказочного героя и абстрагируется от своих недостатков и проблем.

Это  маленькие примеры того, как детская классическая литература помогает растить человека с большим сердцем и правильным взглядом на мир. Хочется ещё раз сказать родителям и учителям: читайте детям и с детьми хорошие детские книги.