Формирование универсальных учебных действий в работе над проектом

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных видов деятельности является проектная.

Как зарождается идея проекта? На чём строится вся проектная деятельность? На интересе. Когда мы в классе решили работать над проектом «Жалобная книга природы», не всем детям это показалось интересным. Поэтому образовалась рабочая группа из детей мотивированных, любознательных, заинтересовавшихся обозначенными проблемами, готовых действовать.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т. п. На начальном этапе, после постановки целей и задач, мы учимся добывать информацию. Источники: собственные наблюдения (этому надо учить, развивать наблюдательность), энциклопедии (с помощью учителя), Интернет (чаще — с помощью родителей).

Для решения учебных задач  и для работы в зоне ближайшего развития ребёнка  необходимо, чтобы были созданы условия для продуктивной коммуникации как  между учениками, так и между учениками и учителем.   В процессе групповой работы дети контролируют действия партнера, используют речь для регуляции своего действия, договариваются, приходят к общему решению, учитывают разные мнения, стремятся к координации, формулируют собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, развиваются и  коммуникативные УУД.

 

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Активно работаем над формированием регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию деятельности:

•                     целеполагание  (формулирование целей проекта помогло моим детям осознанно формулировать цели уроков, чего раньше никак не удавалось);

•                      планирование  – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (у детей появилось понятие, что такое план);

•                      прогнозирование – предвосхищение результата (пока на уровне фантазий, где могут пригодиться наши знания, какую конкретную пользу будет иметь наш проект);

•                      коррекция  – уже столкнулись с необходимостью внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

•                      волевая саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Очевидно, что работа над проектом обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий. Дети, освоившие их в работе над проектом, активно проявляют свои компетенции в повседневной учебной практике, обучая при этом других.

Немого о самом проекте. Мы обнаружили с детьми, что в природе есть очень много проблем, которые без доброго вмешательства человека не могут быть решены. То, что мы вместе увидели: страдающих от мороза птиц, сломанные ветки деревьев, вспомнили о засыхающих жарким летом цветах, требующих полива деревцах и кустарниках. Научились «слышать» просьбы комнатных цветов о поливе, об уходе за ними. Проект долгосрочный и будет расширяться. Детям надо будет научиться оформлять книги, освоить премудрости сочинений разных жанров: необходимо ведь помочь природе сформулировать свои жалобы,  чтобы быть услышанной.

Начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

А.В. Путилина, учитель 1 «Д» класса