Изложение моей методической системы.

Изложение моей методической системы.

 

Проблема: «Актуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения»

Цель: оказание молодежи личностно – ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей; познавательных и профессиональных интересов на основе  компетенции учителя. К ней относятся  его предметные и методологические знания, опыт деятельности и стандартных и творческих ситуациях, эмоционально-чувственный опыт. А также правильное понимание современной биологической картины мира, позволяющее рассматривать все полученные знания в их единстве и взаимосвязи. Выделение и логического обоснование в этой картине места и значения любого элемента биологического знания.

-знание основных элементов биологической науки: понятий, законов, методов, теорий и принципов важнейших разделов биологии,.

-четкие представления об основных исторических этапах развития биологии в целом от античной натурфилософии до современной биологии, об эволюции отдельных биологических понятий и идей. Понимание причин, путей и методов развития биологической науки..

Задачи включают следующее:

– четкие представления об основных исторических этапах развития биологии в целом от античной натурфилософии до современной биологии, об эволюции отдельных биологических понятий и идей. Понимание причин, путей и методов развития биологической науки. Знание  процесса    и опыт правильного построения урока с учетом двух существенных признаков, характеризующих его: основной задачи и формы организации работы учащихся.

Пути решения.

1.Работа с учебными текстами и различного представления информации.

2.Определение. объема и последовательности изложения материала на уроке, рационального выбора метода изложения, обоснованного и продуманного сочетания экспериментальных и теоретических обоснований, выводов и иллюстраций.

3.Активизация познавательной деятельности учащихся, сочетания фронтальной работы с групповой и индивидуальной. Опыт развития личностных качеств учеников, их творческих,  креативных  способностей.

  1. Знание основ программированного обучения; навыки и умения рационального использования технических средств обучения (ТСО) в учебной и внеклассной работе с учащимися.

5.Изложение нового материала учащимся с практическим применением приемов и форм организации проблемного обучения.

  1. Опыт грамотной, правильной речи и опыт постановки речи учеников.

7.Развитие у учащихся потребности к саморазвитию самосовершенствованию, самоанализу. Использование математического аппарата биологии. Понимание необходимости математизации в описании биологических явлений и их теоретической интерпретации.

  1. Понимание роли эксперимента в биологической науке. Знание методики современного биологического эксперимента, умение самостоятельно проводить простейшие лабораторные исследования, включая работу с современными приборами. Понимание соотношения теории и эксперимента, их неразрывной связи и попеременно ведущей роли. Четкое понимание границ применимости биологических теорий. Понимание значения эксперимента в построении биологических гипотез и превращении их в теории. Знание фундаментальных опытов, сыгравших решающую роль в истории биологии.

9.Применение полученных теоретических знаний при решении практических задач; опыт решения разнообразных (вычислительных, качественных, экспериментальных) биологических задач.

10 Поиск новой информации и работы с литературными источниками. Самостоятельное  изучения новых вопросов биологии. Опыт систематической работы с научной, научно-популярной и методической литературой. Опыт популяризации достижений современной науки и техники.

Для создания рабочей атмосферы я использую различные вербальные и невербальные приёмы. На моих уроках создана обстановка доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому обучающиеся чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение, пусть даже и неправильное. Я обязательно выслушаю любое мнение ученика, дискутирую с ним и мы вместе приходим к правильному решению. Обучающиеся при этом чувствуют себя творческой личностью и охотно участвуют в мероприятиях. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь технологии ненасильственного обучения. Владение ею помогает уйти от авторитарного стиля управления на уроке, даёт возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности, способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, сохранению интереса к учебному материалу.Среди невербальных средств, используемых иною, хочется отметить следующие: добрый, приветливый взгляд, улыбка, открытые жесты. На мой взгляд, одним из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном процессе является похвала ученика. Для того чтобы поддержать ребёнка, я опираюсь на сильные его стороны, не подчеркиваю его промахи, а подчеркивать временный характер его неудач, стараюсь научить ребёнка оптимизму, учитываю индивидуальность каждого обучающегося, предоставляю детям больше самостоятельности и поощряю, создаю ситуации успеха для ученика, демонстрирую симпатию к нему, вношу юмор в отношения с учащимся, всегда им доверяю. Поддержание дисциплины в учебно-воспитательном процессе является необходимым условием для успешного его осуществления. Для этой цели я использую следующие вербальные и невербальные приёмы: пауза, взгляд, подойти к нарушителю, физический контакт (тронуть за плечо), спросить о причине такого поведения, успокоить, вовлечь в урок, дать индивидуальное задание, убрать то, что вызвало плохое поведение, рассказать о своих ожиданиях относительно его поведения. Для сохранения здоровьесбережения я использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы за столом). Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Также я использую педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологию уровневой дифференциации обучения, групповую работу (деление класса происходит с учётом типологических особенностей школьников).

Результат.

  1. Всестороннее знание и глубокое понимание задач преподавания биологии на современном этапе.
  2. Знание теоретических основ методики преподавания биологии как педагогической науки и понимание методов ее исследования Опыт построения на материале педагогических способностей с эталонным и, придерживаясь данных правил, достичь в своем деле профессионального мастерства. биологии идеологических выводов; опыт творческого использования диалектического метода при объяснении биологических явлений и установлении закономерностей, опыт целенаправленного и планомерного формирования системы научных взглядов учащихся.

3.Социальная и профессиональная ориентация учеников.