Советы логопеда родителям первоклассников

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.  Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе.  Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.  Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

  1. Правильное звукопроизношение.
  2. Представление о звуково-слоговой системе языка.

Умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления). Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.

Ребенок  без ошибок  повторяет слова  со  сложной слоговой структурой (сковорода – «скоровода», аквалангист – «акгист» и т.д.), умеет правильно  разделить слова на слоги.

  1. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
  2. Правильные  речевые  навыки.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.

В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.).

Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы: глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: вырезает самолет, шьет платье, вяжет шарф, пришил пуговицу, вышивает цветок и т.д.).

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, выглянул из-за дерева, взял мяч из-под стола и т.д.)

Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра                     « Посчитай предметы от 1 до 10». Одно красное яблоко … Пять красных яблок…)

Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печѐм, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребѐнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю.

  1. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук

Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней — с внутренней стороны или с наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»).

Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle («паззлов»), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов — спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы. Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа — забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

  1. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право — лево).
  2. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.).

Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Уважаемые родители, Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего ребенка.

Удачи вам!