Программа реализации Проекта

Программа

реализации Проекта

по созданию инновационной образовательной модели, способствующей эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов

в МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» на 2013-2015 годы

  1. Актуальность проекта. Общие положения.

 

Актуальность проекта обусловлена современными тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией российской школы в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы, проектом модернизации региональной системы общего образования, а также Планом действий по модернизации общего образования Воронежской области на 2011 – 2015 года по направлению «Переход на новые образовательные стандарты», региональным проектом  «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Опыт апробации ФГОС начального общего образования показал, что без целенаправленного, системного, комплексного научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень ее развития и функционирования, избежать рисков формализации сложного и многопланового процесса введения ФГОС общего образования и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации всей системы образования.

Программа реализации Проекта по созданию инновационной образовательной модели, способствующей эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» (далее Проект) направлена на обеспечение доступности качественного образования, эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов, повышение открытости образования,  достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.

В ходе реализации проекта по созданию инновационной образовательной модели МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» на практике отрабатывает инновационную модель образования, образец того, как может и должна быть устроена современная школа.

Точками роста для МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» являются:

— работа в  региональной системе оценки качества образования как системы государственно-общественной оценки качества образования, включающей в себя различные механизмы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА,  независимая оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся 4-8-х классов);

— опережающее введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования  с 2013 года;

— развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих доступность качественного образования;

— совершенствование инфраструктуры общего образования, позволяющей обучаться в современных условиях большему количеству учащихся;

— функционирование системы развития и поддержки талантливых детей;

— развитие системы инклюзивного образования детей  (в том числе на основе дистанционных технологий);

— расширение границ открытости системы образования, в том числе через  государственно-общественное управление и социальное партнерство.

Нормативно-правовая основа для разработки и реализации Проекта:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с дополнениями и изменениями);
  • Приоритетные направления развития российского образования; одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года, протокол № 47;
  • «Концепция модернизации российского образования до 2020 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005, №751;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009, № 373;
  •  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;
  •  «Об утверждении плана действий по модернизации образования на 2011-2015 г.г.», распоряжение Правительства РФ от 07.08.2010, № 1507-р;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010,  № 1897;
  •  «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», утв. постановлением правительства Российской Федерации от 07.02.2011,       № 61;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г., №163-р;
  • перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам образования 19 апреля 2012 года, утв. Президентом РФ Д. Медведевым 02.05.2012 г., ПР-1140;
  • «О плане мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации», утв. постановлением правительства Воронежской области  от 20.01.2010, №29;
  •  «План действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Воронежской области в 2011-2015 годах», утв. губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым 05.04.2010;
  • Долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», утв. постановлением Воронежской областной Думы от 25.05.2010 г., № 491-IV-ОД, постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010, № 736;
  • «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области», утв. приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.12.2010, № 974;
  •  «Об утверждении «Комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году», утв. постановлением правительства Воронежской области 9 февраля 2012 г., № 72;

Региональный проект «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденный и принятый приказом  департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10 сентября 2012 года No 877.

 

2.Цель реализации Проекта

Основной целью Проекта является создание эффективной образовательной модели, обеспечивающей современное качество образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Задачи реализации Проекта

— конструирование, описание и экспертиза  инновационной образовательной модели для реализации требований ФГОС;

— создание новых моделей сетевого взаимодействия;

— выстраивание каналов коммуникаций на муниципальном и региональном уровнях для продвижения перспективных инноваций;

— совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам инновационной деятельности;

— выявление условий, определяющих эффективность и результативность реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе изучения динамики качественных и количественных изменений в образовательном процессе, его результатов.

 

4. Ожидаемые результаты и продукты реализации Проекта

Результаты реализации проекта в МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»:

— формирование механизмов финансово-экономического сопровождения инноваций  (в рамках нормативно-бюджетного финансирования);

— развитие  образовательного потенциала;

— укрепление позиций в системе образования и местном сообществе;

— укрепление инфраструктуры и материально-технической базы;

— поддержка и стимулирование профессионального развития и личностного роста учителей и других педагогических работников;

— расширение спектра предоставляемых услуг для  удовлетворения запросов общества;

— увеличение уровня доступности качественных образовательных услуг и, как следствие,  повышение уровня образовательных достижений обучающихся.

— распространение образовательной модели, обеспечивающих современное качество общего образования;

— создание стажировочных площадок на базе МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»;

— создание на базе МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» центра информационно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов, по использованию современных технологий обучения, воспитания, развития, управления;

— увеличение доли педагогических работников МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева», вовлеченных в инновационную деятельность, повышение их компетентности;

— развитие государственно-общественного управления, социального партнёрства

— организация образовательного процесса для обучающихся первой ступени в режиме «полного учебного дня», обеспечивающего условия для эффективной реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), а для обучающихся второй ступени – в режиме «частично полного учебного дня»;

— внедрение механизмов индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся (ИОП), с целью обеспечения их эффективной самостоятельной научно-исследовательской, творческой и другой деятельности при поддержке педагогических работников в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);

— обеспечение для обучающихся на третьей ступени возможности формирования и реализации индивидуальных учебных планов (ИУП), включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или профильном уровне), в том числе интегрированных учебных предметов, а также дополнительных учебных предметов и курсов по выбору;

— развитие сетевых моделей взаимодействия, обеспечивающих доступность современных образовательных условий для большего количества обучающихся (в том числе дистанционно);

— создание механизмов и условий, обеспечивающих распространение инновационного опыта через реализацию совместных мероприятий в области обучения, воспитания, социализации обучающихся, а также посредством продвижения современных технологий и методик обучения, способов организации образовательного процесса;

— создание условий для включения обучающихся, родителей, общественности в процессы преобразования социальной среды Советского района городского округа город Воронеж, формирования у обучающихся лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

— формирование эффективной системы оценки качества деятельности МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» (в том числе по оценке академических достижений ученика, его компетентностей и способностей).
— система научно-методической поддержки МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»  в условиях введения ФГОС ООО: график повышения квалификации, обучение школьной команды, дистанционное консультирование, система тьюторского сопровождения процесса распространения и внедрения результатов эксперимента в практику образовательных учреждений региона и пр.;
— основная образовательная программа основного общего образования, учитывающая региональные особенности;
— модель организации образовательного процесса в основной школе, учитывающая региональные особенности;
— методические рекомендации по разработке основной образовательной программы основного общего образования школы;
— методические рекомендации по созданию системы оценки качества общего образования в соответствие с требованиями ФГОС;
— пакет локальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию ФГОС.

        5.Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов
Теоретическая значимость ожидаемых результатов реализации проекта состоит в:
— разработке методов диагностики результативности образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС;
— выработке научно-методических принципов, требований и рекомендаций к реализации моделей образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС.
Практическая значимость реализации проекта заключается в:
— создании вариативных моделей образовательного процесса для основной школы, учитывающих региональные особенности;
— разработке методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;
— разработке пакета нормативно-правовых документов по введению ФГОС в общеобразовательных учреждениях.

                         6. Предполагаемое использование результатов

Теоретические и практические продукты исследования могут быть востребованы следующими категориями работников в процессе организации, реализации и усовершенствования образовательного процесса в связи с реализацией ФГОС, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, а также в целях накопления, аналитической обработки и передачи инновационного педагогического опыта: администрацией, педагогическими работниками общеобразовательных учреждений Воронежской области, работниками учреждений дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и т.д.

                            7. Этапы деятельности по реализации проекта

Содержание деятельности

Ответственные

Научные результаты

Подготовительный этап (март 2013 г.)

1.Создание на базе МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» региональной инновационной площадки. Директор Лисицына Л.М.

Заместитель директора

Бугакова Ю.А.

—  — Пакет нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов для организации региональной инновационной площадки на базе МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева».

Основной этап (апрель 2013 г.- август 2015 г.)

1. Построение организационного механизма реализации мероприятий Проекта.

2. Конкретизация и описание Проекта; определение полного состава действий, необходимых для реализации Проекта; составление плана-графика реализации Проекта.

3. Анализ состояния и качества выполнения работ по проекту. Мониторинг реализации  проекта.  Корректировка проекта.

4. Экспертиза эффективности образовательной модели в ходе ее реализации.

5.  Рефлексия.

Заместитель директора Бугакова Ю.А.

 

Заместители директора Аралова Е.В.,

Беляева С.В.,

Бугакова Ю.А.,

Гребенщикова В.В.,

Путилина А.В., Шелудько И.Н.

 

Календарный план реализации Проекта по созданию инновационной образовательной модели.

Составление полного плана действий.

Конструирование инновационной модели.

Данные промежуточного мониторинга реализации  проекта.  Результаты экспертизы эффективности образовательной модели в ходе ее реализации.

 

Результаты итогового мониторинга.

 

 

Заключительный этап (сентябрь 2015г. – декабрь 2015 г.)

1. Конкретизация и описание образовательной модели; определение полного состава действий, необходимых для реализации образовательной модели; составление плана-графика реализации мероприятий по подготовке и внедрению нового продукта; аналитический отчет о ходе внедрения нового продукта и полученных результатах.

2. Участие в региональной  конференции по итогам Проекта.

3. Подготовка публикации в научно-методического сборника по итогам реализации Проекта.

4. Сетевое распространение положительного опыта.

Заместитель директора Бугакова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор Лисицына Л.М.

 

Заместитель директора Бугакова Ю.А.

Заместитель директора Шелудько И.Н.

 

 

 

 

 

Плана-график реализации мероприятий по подготовке и внедрению нового продукта;

Аналитический отчет о ходе внедрения нового продукта и полученных результатах.

 

 

 

 

 

Материалы региональной  конференции по итогам Проекта.

Публикации в научно-методическом сборнике по итогам реализации Проекта.

Действующее сетевое распространение положительного опыта.

               8. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка реализации проекта основывается на показателях научной, методической и социальной результативности.
Научная результативность определяется качественными характеристиками (актуальность, новизна, теоретическая значимость, эффективность предложений, готовность к внедрению) и количественными показателями (объем и уровень научных публикаций, участие ОУ в конкурсах, семинарах, конференциях).
 Методическая результативность определяется численностью педагогов, включенных в экспериментальную деятельность, количественными показателями организации методической работы с педагогами области по теме проекта в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.), реализацией обучения школьных команд.
 Социальная результативность выражается в доступности инновационных продуктов педагогической общественности региона, широкой сети социального партнерства.
Организация и проведение эксперимента включает систему мониторинговых исследований за ходом его реализации:
1. Численность учеников начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО, численность учеников 5 классов, обучающихся по ФГОС ООО.
2. Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности на одного обучающегося.
3. Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО (в общей численности обучающихся по ФГОС НОО  и ФГОС ООО).
4. Доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС НОО и ФГОС ООО (в общей численности педагогических и управленческих кадров), в том числе:
— управленческих кадров;
— учителей начальных классов;
— учителей предметников основной школы;
— иных категорий педагогических работников.
5. Уровень достижения предметных и метапредметных результатов.
6. Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг со стороны родителей (законных представителей).
7. Уровень включенности педагогов в инновационную деятельность, уровень организации методической работы с педагогами области.
8. Доля обучающихся, охваченных занятиями по дополнительным образовательным программам.

9. Наличие программ для работы с одаренными детьми.

10. Наличие договоров о совместной деятельности с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

11. Динамика результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в сравнении со средним показателем на муниципальном и региональном уровнях.

12. Качество участия обучающихся в предметных олимпиадах школьников разного уровней.

13. Проведение мониторинга профессиональной карьеры выпускников школы.

14. Доля учителей, разработавших материалы для дистанционного обучения школьников.

15. Наличие современной информационной образовательной среды:

— доля автоматизированных рабочих мест учителя,

— обеспечение доступа к ЭОР,

— наличие действующей локальной сети.

16. Наличие аппаратного и программного обеспечения для реализации дистанционных технологий.

17. Участие МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» в реализации муниципальных, региональных, федеральных проектов и программ.

18.  Участие МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» в различных формах сетевого взаимодействия.

19. Количество разработанных и опубликованных педагогами МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» статей, методических пособий, учебных программ и т.д. по теме Проекта.

20. Положительная динамика роста количества  групп продленного дня, как одной из составляющих школы полного дня.

21. Результативность участия школы, отдельных учащихся и сотрудников в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, проектах и др.

22. Количество социальных проектов, реализованных МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева».

10.  Перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции

По окончании проекта будут представлены следующие материалы:
— пакет локальных нормативно-правовых актов и методические рекомендации по их разработке;
— разработанная инновационная образовательная модель, способссствующая эффективной реализации ФГОС;
— методические рекомендации по организации ресурсного обеспечения образовательного процесса МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» для перехода на работу по ФГОС;
— основные образовательные программы, и методические рекомендации по их разработке;
— варианты нелинейного расписания учебной и внеурочной деятельности и методические рекомендации по его созданию;
— методические рекомендации по организации внеурочной деятельности;
— методические рекомендации по созданию системы оценки качества общего образования в соответствие с требованиями ФГОС;
— методические рекомендации по введению новых государственных образовательных стандартов в практику работы образовательного учреждения.
Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через издание статей, докладов, на Интернет-ресурсах педагогических продуктов экспериментальной деятельности (пакет документов, программ, рекомендаций, обеспечивающий научно-методическое сопровождение процесса введения ФГОС ООО) и систему массовой методической работы.

 

11. Научные консультанты

Борсяков Юрий Иванович, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе ВГПУ;

Енин Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных технологий ВОИПКиПРО.

12. Научный руководитель

Дюжакова Марина Вячеславовна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ВГПУ

  13. Руководитель инновационной площадки от МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»

Лисицына Лариса Михайловна, директор.